Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения

Сайт находится на стадии разработки. Обо всех ошибках и недостатках пишите нам.

Статьи

Здравствуйте, дорогие друзья!

В фондах Музейно-мемориального комплекса «Победа» хранятся уникальные экспонаты – предметы материальной культуры, которые сложно увидеть где-либо еще. Например, корпус японского 320-мм стержневого миномета (по американским данным – «Type-98»). Этот образец японской артиллерии в России представлен в единственном экземпляре в ММК «Победа» в экспозиционном зале «Сахалин и Курильские острова в годы Второй мировой войны»». За пределами нашей страны этот миномет можно увидеть только в США в некоторых музеях военной истории.

Илл.1 Илл.2

Однако я хотел бы рассказать о двух уникальных предметах из коллекции периода Русско-японской войны 1904-1905 гг. Речь пойдет о шейных офицерских знаках отличия (иллюстрации 1, 2). Очень интересна история того, как они попали в наши фонды.

Эти знаки отличия были частью коллекции, переданной в дар нашему музею одним из посетителей, гражданином Швейцарии, который уже довольно долгое время участвует в аукционных торгах и покупает предметы старины в свою личную коллекцию. Естественно, что подаренная нам часть коллекции была сопровождена информацией об аукционе, на котором была приобретена, а также краткой историей, рассказанной самим владельцем.

В силу специфики Сахалинской области, подобные предметы ранее я никогда не видел и, тем более, не держал в руках. В связи с этим, пришлось разбираться более подробно в теме горжетов (внешнее сходство с шейным офицерским знаком – неоспоримо), как наград за службу.

Конечно, я не стану вас утомлять подробным описанием всего хода исследования истории этих двух артефактов, скажу только, что пришлось изучить немало специальной литературы и материалов других аукционов, где продавались аналогичные предметы. Перейдем к особенностям именно тех офицерских знаков, которые достались нам.

В случае со знаком «За Мукденъ въ 1905 году» удалось выяснить, что в июле 1907 года он был пожалован офицерским чинам трех пехотных полков из состава 15-й пехотной дивизии, а именно: 57-го пехотного Модлинского, 58-го пехотного Прагского и 59-го пехотного Люблинского полков. При этом, награда, подаренная нашему музею, значительно отличается от большей части знаков «За Мукденъ въ 1905 году». Поскольку данная награда жаловалась офицерским чинам вышеуказанных трех полков 15-й дивизии (информации о награждении иных соединений армии найти не удалось), то в центре шейного знака должен располагаться объемный средний герб Российской империи без каких-либо дополнительных элементов, в качестве примера – илл. 3.(найти фотографию именно знака за Мукден также не удалось). Однако обратите внимание на илл. 4 – на ней за лапами двуглавого орла размещена арматура в виде двух положенных накрест пушек. Таким образом, с учетом отсутствия следов ремонта, получается, что данным «горжетом» был награжден офицер от артиллерии. Но, в результате поиска данных о 15-й пехотной дивизии, удалось выяснить, что из состава 15-й артиллерийской бригады (в составе 15-й дивизии) вместе с дивизией уехала на Дальний Восток только одна батарея. В подчинение 15-й пехотной не передавалась какая-либо другая артиллерия. Это позволяет нам предположить, что данный артефакт уникален своей редкостью. Как я уже отметил, найти фотографию шейного знака за Мукден – задача почти невыполнимая и это при наличии интернета, а найти еще один «артиллерийский» знак отличия «За Мукденъ въ 1905 году», на мой взгляд, сродни фантастике.

Илл.3

Илл.4

Что же касается второго «горжета» (илл. 2), то его история еще более интересна. Как удалось выяснить, шейным офицерским знаком отличия «За взятие сопки съ деревомъ 4 Октября 1904 года» жаловали только офицерские чины 87-го пехотного Нейшлотского полка. И данный шейный знак является одним из наиболее редких, одновременно получивших и звание самой необычной коллективной награды Русской императорской армии.

Хочется  отметить, что невероятно приятно работать с артефактами настолько редкими и уникальными. От лица ММК «Победа», в очередной раз, благодарим бывшего владельца, который сделал такой удивительный подарок не только нашему учреждению, но и всем жителям островной области, которые теперь имеют возможность увидеть эти уникальные предметы, не выезжая за пределы региона.

Более подробно об истории сражения за сопку с деревом и даже немного про знак отличия можно почитать по ссылке. Текст написан легким, доступным языком.

Автор статьи – Евгений Александрович Каган, научный сотрудник Музейно-мемориального комплекса «Победа».

_________________________________________________________________________________________________

Рассматривая фотографии, сделанные во время Курильской десантной операции 1945 года, можно увидеть советских морских пехотинцев в американских стальных шлемах образца М-1. Вероятно, их появление на Северных Курилах связанно с использованием в операции десантных судов, которые прибыли в Петропавловск-Камчатский по ленд-лизу и имели на борту данное защитное снаряжение. Чуть менее, чем за год до Курильской десантной операции, некоторые из этих судов принимали участие в высадке союзных войск в Нормандии 6 июня 1944 года, в частности ДС-9 (LCI - 554). Затем они были переданы Советскому Союзу в количестве 30 единиц, из которых 16 участвовали в Курильской десантной операции. В комплектацию экипажей этих судов входили стальные шлемы, обмундирование, обувь, шанцевый инструмент, получившие широкое хождение среди моряков Петропавловской военно-морской базы. Образцов стрелкового вооружения иностранного выпуска не встречается, десантники использовали оружие отечественного производства.

Стальные шлемы М-1 были найдены участниками экспедиций Сахалинского отделения Поискового движения России на острове Шумшу, переданы Музейно-мемориальному комплексу «Победа» в городе Южно-Сахалинске. Сейчас их можно увидеть в зале «Сахалин и Курилы во время Второй мировой войны» и трёхмерной панораме «Десант на Шумшу.  Последний остров войны».

Стальной шлем «Helmet steel M-1» был принят на вооружение американской армии в ноябре 1941 года. Он обладал оригинальной конструкцией, которая на то время не имела аналогов в мире. Каждый шлем состоял из двух частей: стальной сферы, производимой из сплава стали с марганцем, и легкого второго шлема, который изготавливался из спрессованного картона, позже из стекловолокна. С внутренней стороны подшлемника М-1 имелись тканевые ленты, которые выполняли амортизационные функции. Всего в период с 1941 по 1945 годов в США было изготовлено 22 363 015 шлемов М-1, выпуском которых занималось сразу девять фирм-производителей.

Глубина стандартного шлема М-1 составляла 17,7 см, длина – 27,9 см, ширина – 24,13 см, масса – 1,45 кг. В 1944 году обод шлема из нержавеющей стали со швом спереди был заменен ободом из марганцовистой стали с задним швом. Шлемы покрывались специальной смесью краски и песка (также был вариант с пробковой крошкой) для антибликового свойства, шились специальные матерчатые камуфлированные чехлы.

А.В. Охрименко, научный сотрудник музея.

Командир сводного батальона морской пехоты майор Т.А. Почтарев и начальник штаба батальона старший лейтенант Г.А. Мотосов (в шлеме американского производства) на острове Шумшу. Август 1945 года.

Шлем одного из найденных в поисковой экспедиции в 2017 году советских десантников. На лобовой части кустарным способом нанесена красной краской звезда.

Командир сводного батальона морской пехоты майор Т.А. Почтарёв и начальник штаба батальона старший лейтенант Г.А. Мотосов среди морских пехотинцев, нескольких офицеров и солдат 101-й стрелковой дивизии. На четырёх бойцах – шлемы М-1. Шумшу, август 1945 года.

У подбитого японского танка «Ха-Го». На десантнике справа стальной шлем М-1. Шумшу, август 1945 года.

Советские морские пехотинцы, у четверых шлемы американского производства. Фото, предположительно, сделано в Корее, где также применялись ленд-лизовские десантные суда.

 

М-1 в экспозиции зала «Сахалин и Курилы во время Второй мировой войны». Сфера разбита осколками снаряда или мины. Найден на поле боя острова Шумшу.

_________________________________________________________________________________________________

Изучение железобетонных сооружений с танковыми башнями в селе Таранай

Одним из интересных примеров советской послевоенной фортификации является сборное железобетонное сооружение с башней от танка Т-54, установленное на бетонном основании и с подземными помещениями внутри. Шесть таких объектов составляют противодесантный узел сопротивления, известный как артиллерийский взвод танковых башен или АВТБ.

2 июня 2021 года группа научных сотрудников научного отдела ММК «Победа» осуществила выезд в район села Таранай Анивского района, на расстоянии более семи километров от которого располагался АВТБ в составе шести танковых башен, установленных вдоль 5-6-метрового берегового уступа (ил. 1).

Было выяснено, что при возведении сооружений использовались башни от танков Т-54 разных модификаций: две башни от Т-54А (образца 1951 года) и четыре башни от Т-54-3 (образца 1951 года). Кроме того, мы выяснили, что в отличие от типовых сооружений здесь отсутствуют коленчатый сквозник, расширительная камера в левой части сооружения и укрытие для бензоэлектрического агрегата. Остальные помещения, такие как гильзосборник, склад боеприпасов и подбашенное помещение, соответствуют типовому строительству. В последующем данная информация станет основой для написания научной статьи (ил. 2).

Ил. 1 Сборное железобетонное сооружение с танковой башней Т-54А

Ил. 2 Младший научный сотрудник Хомченко Ф. Ю. проводит измерения подземного сооружения

Илл. 1

 

Илл. 2

_________________________________________________________________________________________________

Огненный щит Сахалина

30 июля завершилась операция научного отдела Музейно-мемориального комплекса Победа» по спасению уникальной коллекции приборов береговой артиллерии на мысе Крильон.

На мысе Крильон участники экспедиции бывали неоднократно. На этот раз предметом их внимания стала уникальная коллекция приборов управления стрельбой береговой артиллерии «Москва-ЦН» с батареи БС-13.  Коллекция насчитывает 15 предметов и включает в себя, в том числе, своеобразный компьютер АПК (автомат прямого курса), рассчитывающий прицел и угол наведения батареи с учетом деривации, скорости и курса корабля-цели, направления и скорости ветра. Все это было изготовлено в 1945-1946 годах.

Сейчас практически полный комплект оборудования центрального поста четырех-орудийной 130 мм батареи береговой обороны, прикрывавшей подходы к Корсаковской военно-морской базе, представляет собой значительную историческую ценность. Ведь береговая артиллерия, взаимодействуя с сухопутными войсками, оказывала артиллерийскую поддержку им на всех этапах борьбы за приморские плацдармы, а также в обороне портов, приморских городов и самых важных участков побережья от нападения противника со стороны моря. Это был своего рода – огненный щит островной земли.

Однако «крильонская» батарея была расформирована в 1974 году. За многие десятилетия забвения, приборы управления стрельбой береговой артиллерии пришли в полную негодность, были частично разукомплектованы, некоторые элементы безвозвратно утрачены, покрывшись ржавчиной и грязью, на многих были разбиты стекла многочисленных циферблатов. Но, тем не менее, для музейщиков – это бесценные свидетели исторических событий на Сахалине. К тому же приборы необходимо было спасать от «черных» охотников за металлоломом.

Перед тем, как коллекция попадет в фонды музея «Победа», предстоит большая работа по очистке, консервации и частичной реставрации приборов. Участники экспедиции под руководством Игоря Самарина, известного ученого-историка, начальника научного отдела ММК «Победа», считают, что предметы военной истории острова, олицетворяющие собой первый послевоенный проект артиллерийского прикрытия акватории Южного Сахалина, найденные ими и сохраненные, займут достойное место на выставке «Сахалин, Курилы, 1946…», приуроченной к 75-летию образования Сахалинской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________________________________________________________________________ 

Две недели на далеком острове

Специалисты Музейно-мемориального комплекса «Победа» вернулись из экспедиции на Уруп.

Научные сотрудники музея «Победа» Игорь Анатольевич Самарин и Алексей Васильевич Охрименко завершили свое путешествие на остров Уруп. Напомним, 15 августа они отправились в научную командировку на курильский остров. Масштабное путешествие проходило в составе участников экспедиции «Восточный Бастион – Курильская гряда», организованной Министерством обороны Российской Федерации и Русского географического общества.

Ученым предстояло комплексно изучить остров Уруп. В состав экспедиции вошли вулканологи, биологи, ботаники, археологи и специалисты по военной истории. Предстояло детально изучить военную инфраструктуру острова, обмеры фортификационных сооружений, собрать подлинные материалы по истории заключительного этапа Второй мировой войны для фондов «Победы».

Итак, все исследования завершены. За две недели на далеком острове ученые исследовали остатки исторических поселений, многочисленных объектов полевой и долговременной фортификации периода Второй мировой войны, постройки и сооружения, возведенные частями Советской армии в послевоенное время.

В основном команда работала в северной части острова –  на мысе Кастрикум, где в 1943-1945 годах японской армией велось строительство аэродрома для истребительной и бомбардировочной авиации. Находясь на Урупе участники экспедиции отметили одну любопытную деталь – это особенность одной из двух взлетно-посадочных полос. Она была сделана из дерева.

Определилась и главная особенность японской долговременной фортификации на Урупе – здесь, в отличие от других островов Курильской гряды, основной упор был сделан на строительство скальных сооружений – огневых точек, убежищ и складов, ставших основой противодесантной обороны. Были произведены их историко-архитектурные обмеры, фотофиксация и привязка к местности.

Послевоенная история острова связана с деятельностью 2-й отдельной стрелковой бригады, передислоцированной на Уруп с острова Сахалин в ноябре 1945 года, работой сил ПВО и обеспечением запасного аэродрома, время возведения которого еще предстоит выяснить.

За время командировки была собрана представительная коллекция бытовых предметов, элементов снаряжения и техники, материалов по истории маяка Кастрикум, которые в дальнейшем послужат основой для экспозиционной и выставочной деятельности в музее «Победа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 _________________________________________________________________________________________________ 

Тайны знакомых с детства металлических пластин

Железная пластина с круглыми дырочками. Наверняка вы видели такие у кого-то на дачном участке или на придомовой территории? Многие играли на таких покрытиях в детстве, особо не задумываясь об их происхождении.

По программе «Ленд-лиз» Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику и вооружение, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Наряду с этим поставлялись и такие экзотические материалы, как оборудование для обустройства полевых аэродромов.

Согласно сводному отчету по размещению заказов через ленд-лиз с 1 октября 1941 по 15 сентября 1945 г. по советской правительственной закупочной комиссии СССР в США в Советский Союз было поставлено 104819 брутто-регистровых тонн посадочных дорожек SR-15089 и SR-569519, иначе называемых мат Марстона.

Этот вид покрытия получил свое название от местечка Марстон в Ричмонд Каунти, штат Северная Каролина, США. Именно здесь впервые было использовано это покрытие, разработанное и развернутое американскими военными во время Второй мировой войны. Например, в ноябре 1941 года вблизи поселения Марстон 21 инженерный полк построил взлетно-посадочную полосу (ВПП) за 11 дней. ВПП монтировалась без специальных инструментов, затем демонтировалась и перевозилась на другое место.

Мат Марстона широко использовался армейскими инженерами и строительными батальонами для возведения взлетно-посадочных полос и других легко используемых поверхностей на любой местности.

 

 

 

 _________________________________________________________________________________________________ 

Тайны знакомых с детства металлических пластин

Тайны звездной плиты

В фондах Музейно-мемориального комплекса «Победа» хранится свинцовая плита для поделки звездочек. В ходе полевых работ на острове Матуа в июне 2016 года группой специализированной медицинской помощи экспедиции Министерства обороны Российской Федерации была найдена плита с одной звездочкой. Вот ее история…

В период с 1930 по 1940 годы силами армии Японской империи на острове Матуа были возведены фортификационные объекты и объекты военной инфраструктуры. В годы Второй мировой воны остров Матуа являлся важным стратегическим военным объектом Японии. После победных боев в августе 1945 года на Южном Сахалине и острове Шумшу советскими войсками были освобождены острова от Шумшу до Симушира. На остров Матуа высадились личный состав артдивизиона 279 артполка и личный состав 302 Курильского стрелкового полка. Там наши советские солдаты зачастую носили трофейную – японскую военную форму.

В конце октября 1945 года на острове Матуа началась подготовка к проведению первого военного парада, приуроченного к годовщине Великой Октябрьской революции. В связи с этим был издан приказ, который подписали генерал-лейтенант Алексей Гнечко и майор Леонид Радужанов. Звучал он так: «В целях подготовки войск к параду в день 28 годовщины Октября с 18.10.1945 года приступить ежедневно к занятиям по строевой подготовке с охватом 100% личного состава частей и подразделений не менее 1,5 часов в день. От строевой подготовки никого не освобождать. На занятиях отрабатывать строевой шаг, сколачивание подразделений, ружейные приемы». Этим же приказом было указано: «С 30.10.1945 года всему личному составу перейти на ношение зимнего обмундирования, предварительно произвести подгонку обмундирования, обратив особое внимание на однообразный вид, как-то: погон, пуговиц, расцветки. Имевшееся японское обмундирование до 30.10.1945 года отобрать и сдать на склады, использовать его как рабочее. Комендантам гарнизонов нарушителей формы одежды задерживать и докладывать начальникам гарнизонов для наказания».

Военный гарнизон, располагавшийся на острове Матуа, был отрезан от камчатских баз снабжения и вопрос о переходе на зимнюю форму одежды для капитана Шайдурова оказался очень сложным и вынуждал его «предоставить соображения о переходе на зимнюю форму одежды». Приказ гласил: «К 30.10.1945 года всему личному составу перейти на ношение зимней формы одежды. Обеспечить погонами и петлицами. Все имеющееся трофейное обмундирование от подразделений изъять, хранить в складах и использовать его только для хозработ при необходимости по особому моему личному приказу. Силами артмастерской поделать звездочки для офицерского состава».

Именно эта плита «рассказывает» нам, как же удалось «поделать звездочки». Был изготовлен граненый штамп, при помощи которого на свинцовой плите из листа нержавеющего металла выбивались лейтенантские звездочки.

Тем не менее, несмотря на все приказы, японская униформа была по-прежнему в ходу у советских офицеров гарнизона Матуа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 _________________________________________________________________________________________________  

Из наших фондов: стальной символ времени

Независимо от религии и культуры, часы всегда свидетельствовали о текучести жизни и одновременно с этим являлись символом вечности духа. Об одном из таких символов мы расскажем вам в этой публикации.

В январе 2021 года фонды Музейно-мемориального комплекса «Победа» пополнились завораживающей изящности экспонатом. Это –карманные часы «Молния» из редкой коллекции «50 лет Победы».

Циферблат их золотистого цвета застеклен. За гладью стекла – две простые черные стрелки. Шкала состоит из шестидесяти делений, по внутреннему ее краю нанесены римские цифры от I до XII. C левой стороны у цифры «IX» расположен круглый секундный циферблат, украшенный витиеватым орнаментом. На циферблате две надписи: Molnia и Made in Russia. На верхней крышке виднеется надпись, которая словно кричит нам с поверхности холодного метала: «Наше дело правое мы победили». Центр изображения украшает портрет Иосифа Виссарионовича Сталина. Нижняя крышка помимо изображения маленькой звезды хранит надпись, разделенную на две: «За победу над Германией» и «В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Принадлежали эти потрясающие часы ветерану Великой Отечественной войны Петру Шевцову. За циферблатом этой награды кроется целая история.

Петр Иванович был призван в возрасте 17 лет Александровским городским военным комиссариатом в ряды Красной Армии. Позже, в 1945 году, он принимал участие в боевых действиях на Сахалине в составе 179 стрелкового полка радиотелеграфистом. Во время военных действий связисты несли одну из самых важных функций – обеспечивали устойчивую связь для управления войсками и оповещения об обстановке на фронтах, снабжали штабы необходимыми сведениями, доставляли оперативную информацию в боевые части, передавали на места боевые приказы командования.

В военной летописи сохранены и запечатлены многие героические поступки радистов, телефонистов, телеграфистов, механиков дальней связи, сигнальщиков, линейных надсмотрщиков, работников фельдъегерско-почтовой связи. И героизм военных связистов был по достоинству оценен Родиной.

Петр Шевцов внес свой вклад в победу над милитаристской Японией и был в последствии награжден таким в наши дни редким и невероятно ценным предметом. Часы, полученные им, были выпущены Челябинским часовым заводом в 1994 году к 50-летию победы в Великой Отечественной войне.

Первая очередь завода вошла в эксплуатацию 17 ноября 1947 года, поэтому именно эту дату принято считать днём рождения нового часового предприятия, получившего название «Молния». На заводе было организовано производство карманных, интерьерных, авиационных и технических часов (танковые, судовые). Главной продукцией были авиационные часы, а основным заказчиком – Министерство обороны СССР. Выпускалось более 150 наименований карманных часов с различными сюжетами на крышке.

Послевоенные годы ветеран прожил на Сахалине. Коллекция предметов была предоставлена в дар музею родственником Петра Ивановича – мужем его дочери. Подобные предметы неоценимы, ведь деятельность любого музея начинается с истории. Такие личные вещи как карманные часы могут многое поведать: рассказать историю жизни человека, даже раскрыть тайны его души.

Этот экспонат в дальнейшем послужит исключительным выставочным материалом, так как отражает жизненный путь Сахалинского призывника и участника боевых действий на Сахалине в годы Второй мировой войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  _________________________________________________________________________________________________  

Из наших фондов

Грамота Сталина за спортивные достижения

На лыжах с полной боевой выкладкой

Лыжные гонки – культовый вид спорта в СССР, набравший популярность в первую пятилетку при Ленине (1918-1923). Больше всего повлияли на это Всевобуч и Красная Армия. Командиры и бойцы агитировали за лыжи, а в отрядах Всевобуча готовили тренеров и инструкторов.

Физкультуре и спорту в советское время уделялось огромное внимание, а пропаганда спорта охватывала буквально все сферы жизни. Воспитание спортивной нации стало одним из политических курсов страны. За достижения в спорте советского человека часто награждали грамотами – одной из самых почетных была Сталинская.

В фондах Музейно-мемориального комплекса «Победа» хранится одна такая награда. В 1947 году она была вручена Ивану Тимофеевичу Василенко, занявшему в составе лыжной команды части третье место в лыжном забеге на 30 км. Хранилась эта невероятно-ценная грамота в домашнем архиве семьи Василенко, пока не была передана в наши фонды сыном Ивана Тимофеевича.

Иван Тимофеевич Василенко – участник Южно-Сахалинской наступательной операции. В ходе штурма Харамитогских высот он лично обеспечивал связь командиру стрелкового батальона 165-го стрелкового полка 79-й стрелковой дивизии Г.Г. Светецкому, ставшему позже Героем Советского Союза, со штабом дивизии. Связисты, как мы уже ни единожды упоминали в наших публикациях, были чрезвычайно важными звеньями во время войны. Их труд был опасным и, конечно, выматывающим. Пережившие войну солдаты не теряли сплоченности, командного духа и в мирное время. Они активно занимались спортом, участвовали в различных соревнованиях.

На обороте пожелтевшей от времени грамоты мы видим пометку, свидетельствующую о том, что в состоявшихся в 1947 году соревнованиях все было устроено не так просто. Солдаты двигались с полной боевой выкладкой на определенное время. Уровень подготовки для таких состязаний – невероятно высок. Пройти таким образом на лыжах 30 километров – сложная задача даже для самого опытного из лыжников.

 

 

 

Легкий танк Т-26

Посещая трехмерную панораму «Взятие полицейского поста Хандаса» гости нашего музея обращают большое внимание на танк Т-26 и часто задают вопросы о роли данных машин при освобождении Южного Сахалина.

(Илл.1. Панорама - Взятие полицейского поста Хандаса Танк Т-26РТ)

В панораме представлена не стандартная модель, а командирский танк Т-26РТ с цилиндрической башней большого диаметра, в которую разместили 45-мм пушку 20К образца 1932 года со спаренным пулемётом ДТ и радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, установленной на башне. У других модификаций Т-26 радиостанций не было. Для управления другими танками подразделения использовалась сигнальная система, подаваемая флажками.

История разработки танка Т-26

В конце 1920-х годов в Красной Армии возник вопрос о необходимости обновления танкового парка, состоящего на тот момент из танков Т-18 (глубокая модернизация французского танка FT-17) и различных британских танков периода Первой мировой войны. Было решено обратиться к зарубежному опыту танкостроения. В результате изучения различных европейских образцов бронетехники была создана специальная закупочная комиссия. В те годы Великобритания считалась лидером в танкостроении. Поэтому внимание комиссии пало на английский двухбашенный танк Vickers Mk E (он же Виккерс 8-тонный), где основным оружием в башнях были 7.7 мм. пулемёты «Виккерс».

 

(Илл. 2. Vickers Mk.E Type A на Абердинском полигоне, 15 июня 1931 года)

Наибольший интерес вызвали высокая проходимость и скорость данной машины. Далее последовала договоренность о закупке малой партии танков с полной технической документацией и лицензией на производство. Первые образцы были отправлены на испытания и последующую доработку в Ленинград на завод «Большевик» (бывший Обуховский завод). Во время проведения технических и полевых испытаний модели танков получили индекс «В-26» (Виккерс-26). 13 февраля 1931 года, после внесения ряда изменений в конструкцию танка, Революционный Военный Совет постановил принять «В-26» на вооружение Красной Армии под индексом «Т-26».

Боевое крещение Т-26 состоялось в 1936 году в Испании в годы гражданской войны. Второй Испанской Республике в борьбе с франкистами в рамках взаимопомощи от СССР были переданы танки Т-26 и другие виды вооружений. Следующее массовое применение танков Т-26 состоялось в 1938 году в ходе военного конфликта на озере Хасан. В рамках этого конфликта примечательны бои за сопки Богомольная и Заозёрная, где советские танкисты столкнулись с серьёзной противотанковой обороной, в результате чего отмечались высокие потери среди легких танков Т-26. В ходе конфликта на реке Халхин-Гол большая часть потерь танков Т-26 была связанна с подрывами техники на японских минах.  В ходе Советско-финской войны 1939-1940 годов Т-26 активно использовали.

На начальных этапах Великой Отечественной войны Т-26 был самым массовым танком Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Всего за время производства с 1931 по 1941 годы заводом № 174 имени К. Е. Ворошилова (г. Ленинград) изготовлено 11218 танков Т-26. По состоянию на 1 января 1941 года в составе танковых частей Красной Армии имелось 9665 танков этого типа.

В период Великой Отечественной войны танки Т-26 составили большую часть РККА, но в первые, самые сложные месяцы войны было утрачено больше половины всего танкового парка. При этом, учитывая развитие танкостроения и противотанковых средств, Т-26, обладавший противопульной бронёй, считался устаревшим и был снят с производства.

Однако славный боевой путь данной машины не закончился в 1941-1942 годах. Большое количество машин данного типа сохранилось на Дальнем Востоке на вооружении частей и соединений, прикрывающих территорию Советского Союза от более чем возможного вторжения армии милитаристской Японии. Примечательно, что в 1945 году в ходе проведения наступательных операций на Дальнем Востоке, морально устаревшие Т-26 сыграли важную роль в прорыве японской обороны. Учитывая сильные стороны Т-26, а именно его малую массу и высокую проходимость, они успешно применялись в местах, которые японцы считали танконепроходимыми. Так, например, в ходе проведения Маньчжурской стратегической наступательной операции танки данного типа успешно преодолевали горную и горно-лесистую местность, появляясь там, где противник не ожидал появления советских танков. Однако помимо Т-26 в ходе Маньчжурской стратегической наступательной операции, применялись и другие устаревшие танки, а именно – БТ-7. 

11 августа 1945 года началась Южно-Сахалинская наступательная операция. Операция проводилась силами 56 стрелкового корпуса, в состав которого входила 214 танковая бригада. Бригада была укомплектована танками Т-34-85 и Т-26. Здесь сыграли особенности ландшафта центральной и южной частей острова Сахалин: больше количество рек и болот, густые высокотравные леса и преобладание сопочного рельефа, не позволяющие использовать бронетехнику в больших количествах. Кроме того, погодные условия и рельеф местности дали возможность легендарным танкам Т-34 в августе 1945 года передвигаться исключительно по одной дороге, ведущей с севера на юг острова.  Поэтому на Сахалине Т-26 из состава 214-й танковой бригады активно применялся в прорыве Котонского укрепленного района, в горно-лесистой местности в стороне от главной дороги.

 

(Илл. 3. Подбитый Т-26РТ на горе Хаппо).

За выполнение боевых задач 214-я танковая бригада была награждена орденом Красного Знамени.

(Илл. 4. Танки Т-26 и красноармейцы во время построения на площади города Сикука (в настоящее время город Поронайск в Сахалинской области) на Южном Сахалине, август 1945 года).

Подводя итоги, можно сказать, что танк Т-26 был образцовым легким танком в 30-е годы XX века. Имея неплохую проходимость и мощное 45мм орудие, Т-26 был серьёзным противником для своих конкурентов. С годами Т-26 начал быстро устаревать в техническом плане. Причиной тому послужило слабое противопульное бронирование и низкая подвижность танка. Однако в условиях Дальневосточного театра военных действий, Т-26 оказался эффективной боевой машиной, способной выполнять боевые задачи в труднопроходимой местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  _________________________________________________________________________________________________  

 

За архивами – в Подольск

Сотрудники научного отдела Музейно-мемориального комплекса «Победа» вернулись из рабочей поездки, которая проходила с 14 по 28 ноября в г. Подольске Московской области. В рамках командировки музейщики осуществляли работу с фондами Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации.

Деятельность, направленная на изучение или ознакомление с источниками, является основополагающей для музеев. И стоит отметить, что посетители видят в экспозиционных залах и во время экскурсий только результат длительной и кропотливой работы сотрудников, в то время как большая ее часть остается вне поля зрения широкой публики. Основной задачей всех музеев является накопление, хранение и изучение различных групп источников: вещественных, письменных, изобразительных и многих других. Одним из видов письменных источников являются документы. Они позволяют получить объективные сведения о событиях и явлениях прошлых лет, служат опорой для изучения как отдельных событий, так и процессов, происходящих в обществе. В этой связи, работа с архивами является одним из важнейших направлений научной деятельности, в том числе и нашего музея.

 Именно архивы занимаются накоплением и хранением документов. А Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ), в свою очередь, является крупнейшим в нашей стране хранителем документов, отображающих историю формирования, развития и славных боевых страниц Армии России. Именно сюда попадают документы всех штабов и управлений, объединений и соединений, частей, учреждений и военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации с 30-х годов XX века по настоящее время.

Немного истории: ЦАМО РФ был образован 2 июля 1936 года как отдел архивов Народного комиссариата обороны Союза ССР. В 1941 году, в связи с агрессией Германии, архив был переведен в г. Бузлук Оренбургской области. А после окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, был передислоцирован в г. Подольск в расположение бывшего Подольского артиллерийского училища. Курсанты двух подольских училищ – пехотного и артиллерийского осенью 1941 года грудью встретили врага у Можайска, не дав немецко-фашистским войскам прорваться на Малоярославском направлении к Москве. С той поры на территории училища сохранились две казармы и часть учебных корпусов. На кирпичных стенах казарм до сих пор можно найти надписи, оставленные курсантами, которые не пустили немцев к Москве.

К сожалению, ЦАМО РФ является режимным объектом, фото и видеосъемка на его территории запрещены.

За две недели было обработано 26 подлинных документов, отображающих историю воинских частей и подразделений, освобождавших Южный Сахалин и Курильские острова в августе-сентябре 1945 года. В них содержится весьма важная информация о формировании, развитии, изменении штатов, материальной части, оснащении и командном составе частей на Северном Сахалине и Камчатке в 1930-1940-е годы.

         Полученные материалы будут использованы в научно-исследовательской работе отдела, в развитии экспозиций учреждения, а также в изданиях музея «Победа», которые планируются к выходу уже в 2022 году.

 

×