Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения

Сайт находится на стадии разработки. Обо всех ошибках и недостатках пишите нам.

«Взывая к священному долгу»

Великая Отечественная заставила перестроиться на военный лад все сферы жизни страны. Еще вчера мирные люди надели военную форму и взяли в руки оружие, гражданские заводы начали выпускать снаряды, артисты ушли во фронтовые бригады, писатели стали военными корреспондентами. Не остались в стороне и художники – вместе со всем народом они встали в строй. Умение поднять боевой дух людей, повести их на борьбу с врагом так же важно, как и мужество, проявленное на фронте. Именно этим целям служило плакатное искусство в годы войны.

Плакат оказался одним из самых эффективных средств выражения чувств всего населения страны, обращался к миллионам и призывал к активным действиям, к защите Родины. Многие из этих плакатов стали настоящей классикой советского искусства.

Особой популярностью пользовались сатирические плакаты «Окон ТАСС» и «Боевого карандаша». Их колкий юмор поднимал боевой дух солдат Красной Армии, внушал защитникам Отечества и всему народу веру в неизбежность победы над фашистской Германией. Самыми известными представителями «Окон ТАСС» были Кукрыниксы. В творческий коллектив входили Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов и Николай Александрович Соколов. Всего в «Окнах ТАСС» работало 125 художников, а также поэты Демьян Бедный, Александр Алексеевич Жаров, Василий Иванович Лебедев-Кумач, Самуил Яковлевич Маршак и целый ряд других мастеров слова. Использовались стихи покойного Владимира Маяковского. Плакаты печатались малыми тиражами с помощью трафарета (а не типографским способом) и распространялись с неимоверной быстротой. В творческое объединение «Боевой карандаш», которое образовалось во время Советско-финской войны и возродилось в Великую Отечественную, входили ленинградские художники, в числе которых были Владимир Александрович Серов, Анатолий Алексеевич Казанцев, Михаил Абрамович Гордон и другие. Для «Боевого карандаша» характерны сочетание плакатного и лубочного стилей, лаконичность и острота текста. Плакаты печатали литографским способом, при перебоях в электроснабжении – на том же станке вручную. Некоторые из работ увеличивали до больших агитационных панно и устанавливали на улицах блокадного Ленинграда. Тексты сочиняли поэты Александр Андреевич Прокофьев, Николай Семенович Тихонов, Виссарион Михайлович Саянов, Сергей Дмитриевич Спасский и другие. Плакаты «Боевого карандаша» внесли неоценимую роль в военно-патриотическое воспитание и агитационную работу в годы войны.

Выставка «Взывая к священному долгу» организована совместно с государственным бюджетным учреждением культуры «Сахалинский областной краеведческий музей».

7 июня 2018 г.